Авторская галерея Украинской художницы Павлусь Юлии Станиславовны «Позитивная живопись»

Статья Михаил Андреева «Как стать Клодом Моне? Инструкция для художника.» Юлия Павлусь «Романтическая прогулка»




 

Как стать Клодом Моне? Инструкция для художника..

 

 

Юлия Павлусь «Романтическая прогулка»
холст, масло, 50 х 70 см, 2010 г.
http://pavlus.io.ua/



Клод Моне – величайший пейзажист всех времен и народов. В XIX он дал новое направление пейзажной живописи, которого лучшие художники мира придерживаются и по сей день. С него, можно сказать, начинается импрессионизм. Но прежде чем говорить о Клоде Моне и о том, что надо делать, чтобы стать таким же великим, как Клод Моне, разрешите мне начать с обычной картины обычного начинающего художника – Юлии Павлусь из Украины.

Я выделяю этот пейзаж, потому что это как исходный пункт, с которого можно начинать, и если у Вас получилась однажды такая картина или не хуже, то вы будущий Клод Моне, если только согласитесь сделать все для своего роста, если во что бы то ни стало решите себя реализовать. Давайте, разберемся с этой картиной: Что в ней так? А что в ней не так? Получилась она или не получилась? Это вопросы, на которые хочет знать ответ каждый художник: Шедевр ли я написал? Или так себе?
Если Вы скажете, что так себе, то он ответит на это, что Вы ничего не понимаете в живописи и будет совершенно прав. Но вопрос у него в душе так и останется.
Я не говорю о картине, что она плохая и хорошая, а говорю, что это исходный пункт. В качестве исходного пункта она удалась, очень приятная картина, очень теплые краски, замечательная, проработанная техника, очень все с душой аккуратно выполнено, а отдельные места просто заставляют восхищаться. Посмотрите, например, как на изолированный фрагмент, на нижний правый угол – это словно как картина в картине, и по цвету эти красные пятна листьев на поверхности воды просто здорово, просто блеск! А как точно несколькими мазками переданы жесты этих двоих! То, как он держит руки, в какой позе наклонил голову к ней. Все выписано замечательно, классно, на пять баллов!
То есть, в смысле уровня живописи, в смысле техничности и школы, умения подобрать цвет, изобразить фигуру, предмет – все на 100% в порядке. И многие художники – подавляющее большинство – на этом и останавливаются. «Вот я написал очередной шедевр, смотрите и любуйтесь!» Но это не так. От Клода Моне их отделяет огромная пропасть.
Могут спросить: Как же так? По всем признакам на картине осень, листья уже опали, а девушка идет в легком платье, как будто на улице лето? На это, конечно, можно ответить, что и осенью бывают теплые деньки, и именно такой до необычайности теплый, обжигающе теплый осенний день изобразила художник на своем холсте. Ну, а девушку она могла бы изобразить вообще без платья, если уж на то пошло. Художник ведь хозяин, он может изображать все, что захочет. Но все-таки, почему такие теплые краски? Зачем так много оранжевого и красного? Почему эти двое показаны спиной к зрителю? И много всяких других вопросов к художнику. В общем, все как будто нормально и гладко, но что-то словно не так. Почему же Клоду Моне таких вопросов не задают? Если бы Клод Моне написал подобную картину, то в его случае все бы было нормально, и не возникло бы никаких вопросов – абсолютно никаких. Почему?
Может быть, все дело в композиции картины?
Однако композицию невозможно изменить. Композиция может быть только та, которая есть: треугольник реки, треугольник этого берега, полоска того берега, темная вертикаль деревьев на этом берегу, обязательно - свисающая ветка и обязательно - парочка вдали, как притягивающий центр композиции. Впрочем, вместо парочки может быть один человек, или даже корова, или даже птица – это не имеет значения. Композиция задана правильно. Другими словами, художник не волен над композицией, она приходит к нему свыше, задается натурой, Богом или откровением. Сам же художник не работает над композицией, он ее только находит и подбирает. А работает он над цветовым решением, и создает множество цветовых решений из одной и той же композиции. Согласны?

То, что мы видим на картине, это, конечно, все хорошо, замечательно, но нет творчества как такового. Картина сделана руками, доведена до определенного совершенства, можно сказать, вылизана и вычищена, и она лучше всех предыдущих картин. Но что это значит? Это всего лишь значит, что с нее можно начинать творить. Принцип такой: нашел удачную композицию, создал классную вещь – повтори ее в тысяче вариантов!

Так действовал Клод Моне. И он стал великим, непревзойденным художником, потому что поставил творчество на поток. Творчество – это находить цветовые решения для одной и той же композиции. Он не спрашивал, годятся ли его лилии на воде, или скала Д'аваль в Этрета, или пейзаж Темзы, или здание Парламента, или мост Ватерлоо. Он создавал десятки повторений для одного и того же пейзажа. Каждый день, упражняя волю, он отправлялся творить в одно и то же место и писал одну и ту же скалу, долину или копну сена, писал ее при любой погоде, при любом освещении, любом настроении, зимой и летом, утром и вечером, с ближнего расстояния и с далекого. И это называется творчеством. Люди платят деньги художнику не за удачное сочетание красок на холсте, а за творческую энергию, которую он вложил в картину, делая ее непохожей на десятки предшествующих своих работ. И тогда никто да не спросит, почему на картине такие слишком теплые тона или почему температура не соответствует температуре осени. Потому что можно и так изобразить, и так, и так, и тысячами других способов, потому что так работает творческое видение художника. Оно все время видоизменяет созданное.
Почему, однако, далеко не все художники хотят последовать примеру Клода Моне? Ведь схема же предельно ясная! Создаешь первый более-менее удачный вариант чего-то, так сказать, духовный прообраз, духовный первофеномен, и начинаешь его обыгрывать в сотнях вариантов.

Подумайте о том: Заработал бы Генри Форд свои миллионы, если бы не пустил созданную им модель автомобиля в массовое производство? Нет, конечно, нет! Почему же Вы думаете, что в творчестве художника действует другие законы?

Вот такая инструкция:

1. Сначала наращиваете свое мастерство художника, копируете великих, того же Клода Моне, добиваясь того, чтобы технически ваши пейзажи, натюрморты, портреты и т.д. не уступали известным великим оригиналам.

2. Потом, с божьей помощью, создаете свой первый собственный продукт, свою «Романтическую прогулку», свой «Девятый вал», свою «Венеру», свое «Распятие».

3. А затем начинаете творить и повторять свой продукт в бесчисленных вариантах, как творил, например, Алексей Явленский, повторяя изо всех сил свою живописную медитацию сотни и тысячи раз.

И Вы увидите, что за вашими произведениями выстроится очередь, не в пример другим художникам, которые верят, что надо-де выставлять свои пробные, еще ученические и незрелые работы, и люди их посмотрят, похвалят и, может быть, купят. А если купят, то художник напишет такой же ерунды еще и еще. Нет, не купят! Как и Вы не купите автомобиль, который не сошел с конвейера фордовского завода, а был изготовлен в мастерской какого-то дяди Васи.
А будет ли это заметно по вашим работам, что Вы создаете серии вариантов?
Конечно, это будет видно. Энергия, вложенная в картину, так или иначе проступит наружу, и люди ее воспримут. Некоторые свои произведения Вам станет противно множить, и из вашей коллекции «выживут» и окажутся способными к размножению только некоторые. Но и в этих некоторых что-то изменится. Может быть, что-то воспретит Вам изображать влюбленную парочку на картине не лицом, а спиной к зрителю. Потому что как только Вы начнете творить и создавать свои многочисленные варианты, Вы тем самым развернетесь лицом к вашему зрителю и покупателю. Как же сможете Вы теперь помещать в глубину картины человека, повернувшегося к нему спиной?

 

 

http://artsophia.ru/pavlus2.html



Создан 26 окт 2011



  Комментарии       
Имя или Email


При указании email на него будут отправляться ответы
Как имя будет использована первая часть email до @
Сам email нигде не отображается!
Зарегистрируйтесь, чтобы писать под своим ником
счетчик посещений раскрутка сайта, оптимизация сайта Яндекс.Метрика